МКОУ Большеинская СОШ № 6 имени Героя Советского Союза А.М.Назарова
Красноярский край, Минусинский район, с. Большая Иня
  • Наставничество

    Наставничество - это разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначен-ными на должность, по которой они не имеют опыта.


    Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе.

    Что такое наставничество в школе? Наставничество вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь назначенным учителям, имеющим опыт работы не более 3-х лет. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста (учителя) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

    Что заставляет нас менять отношение к наставничеству? Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных педагогических стандартов, Государственная образовательная политика РФ, запрос общества, реализация парадигмы «образование через всю жизнь» требует от педагога нового качества в его деятельности. Главная цель системы наставничества – повышение качества преподавания учителя.

    Это методология наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным программам и программам среднего профессионального образования. Разработана ведомственным проектным офисом нацпроекта «Образование». Утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145. 23 января 2020 года Министерство просвещения РФ опубликовало Письмо № МР – 42/02 о внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Российской Федерации. Формы наставничества "ученик - ученик"; "учитель - учитель"; "студент - ученик"; "работодатель - ученик"; "работодатель - студент". Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе: - проблемы молодого специалиста в новом коллективе, - проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания. Планируемым результатом реализации целевой модели наставничества является измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов. «Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель»» как организационная основа наставничества в школе Термины и определения Наставничество - универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Термины и определения Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. В форме "учитель - учитель" возрастной параметр не задается. Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники иных организаций изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. Куратор Наставник + наставляемый Наставник + наставляемый Наставник + наставляемый Наставник + наставляемый Куратор - сотрудник организации, который отвечает за реализацию программы наставничества. Разрабатывает программу Создает план работы Отбирает и готовит наставников Отбирает наставляемых Осуществляет сопровождение Оценивает эффективность Ведет документацию Форма наставничества "учитель - учитель" Цель - успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Форма наставничества "учитель - учитель" Задачи взаимодействия наставника с наставляемым: - формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; - развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса; - ориентация педагога на творческое использование передового педагогического опыта; - прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности ; - ускорить процесс профессионального становления педагога; - устранение профессиональных дефицитов Форма наставничества "учитель - учитель" Оцениваемые результаты - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; - рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе - качественный рост успеваемости и улучшение поведения учащихся; - рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик. Форма наставничества "учитель - учитель" Результат работы наставников - высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, - усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. - положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат - наставляемые получат необходимые компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития Портрет участников Наставник Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Портрет участников Типы наставников Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. Портрет участников Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, имеющий педагогические дефициты Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. Варианты программы - опытный педагог - молодой специалист - лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы - педагог-новатор - консервативный педагог - опытный предметник - неопытный предметник - флеш - наставничество

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie