Аттестация педагогических работников стимулирует повышение уровня квалификации педагогических работников, повышает качество и эффективность педагогических работников, обеспечивает дифференциацию оплаты труда. (позволяет поддерживать уровень образования в школах на достойном уровне. Она нужна для повышения качества образования, понимания уровня учителя, его соответствие стандартам и даже влияет на оплату труда.) Новые правила аттестации упростят путь от молодого педагога до опытного специалиста, сделают его прозрачнее и понятнее, так как основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестация педагогических работников
Аттестация на соответствие занимаемой должности:
Аттестация на первую и высшую категории:
Квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 г., будут действовать бессрочно.
Квалификационные категории, установленные до вступления в силу приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. При наличии первой квалиф. категории срок подачи заявления на высшую квалиф.категорию теперь не ограничен.
Заявления могут быть поданы непосредственно в аттестационную комиссию, либо направлено по почте письмом с уведомлением о вручении или через интернет, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»).
При отказе в установлении высшей квалификационной категории за работником сохраняется первая квалификационная категория. При этом в следующий раз обратиться с заявлением на высшую категорию можно будет не ранее чем через год. Основания для установления первой и высшей квалификационных категорий не изменились.
В комиссию для аттестации на первую и высшую квалификационные категории должно входить не менее 7 чел., включая представителя соответствующего профессионального союза и специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Новые квалификационные категории: "педагог-методист" и "педагог-наставник":
Аттестация в целях установления таких категорий проводится по желанию педагогических работников федеральными и региональными аттестационными комиссиями. К заявлению на такую аттестацию прилагается ходатайство работодателя.
На нее могут претендовать только те, кто имеет высшую квалификационную категорию.
Новую аттестацию проводят те же комиссии, что и на присвоение остальных квалификационных категорий. Основание – заявление работника. К заявлению надо приложить ходатайство работодателя, характеризующее деятельность педагога, направленную на совершенствование методической работы или наставничества в образовательной организации.
Категорию присваивают по утвержденным показателям деятельности работника, не входящей в должностные обязанности по его должности.
Педагоги, которые претендуют на категорию НАСТАВНИКА, должны
-руководить практической подготовкой студентов колледжей и вузов;
-быть наставниками для учителей и активно сопровождать их профессиональное развитие;
-содействовать подготовке учителей, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах педагогического мастерства;
-распространять авторские подходы и методические разработки в области наставничества в школе.
Педагоги, которые претендуют на категорию МЕТОДИСТА, должны
-руководить методическим объединением педагогов образовательной организации и активно участвовать в её методической работе;
-руководить разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных программ и проектов в образовательной организации;
-вести методическую поддержку учителей при их подготовке к участию в профессиональ-ных конкурсах;
-участвовать в методической поддержке педагогов, направленной на их профессиональное развитие и преодоление профессиональных дефицитов;
-передавать опыт по применению авторских учебных и/или учебно-методических разработок.